Аствацатурьянц Оксана Акоповна,
воспитатель МДОБУ №13
В работе по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание, можно использовать такие методы и приёмы работы, как:
- словесные: плановые и ситуационные беседы, загадки, чтение художественной литературы, рассказывание, объяснение;
- наглядные: показ иллюстраций, зарисовки на доске, картины, технические средства обучения – это демонстрации учебных фильмов и презентаций (Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения);
- практические: наблюдения, исследовательская деятельность, индивидуальная работа, выполнение трудовых поручений;
- игровые приёмы: приход сказочных героев, которые оживали на занятиях, игровые обучающие ситуации (дидактические игры и упражнения), экскурсии-путешествия, сюжетно-ролевые игры, всё – это способствует скорейшему восприятию материала и скорейшему запоминанию. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы;
- художественное творчество так же – самый доступный для дошкольников способ выражения отношения ребёнка к окружающей действительности, поэтому оно очень способствует выполнению задач, решению целей, поставленных на занятиях.
Комплексное использование разнообразных методов и приёмов обучения обеспечивает более высокое качество восприятия материала, его запоминания и применение в жизни, другими словами обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННО-ОЦЕНОЧНОГО ОПЫТА
В ходе игр обсуждаются последствия поступков участников определенных ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.
«РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЯ»
Цель: формировать собственное отношение к природе.
Материал: старичок-лесовичок \кукла\; фишки \ яркие — желтого, зеленого, красного цвета;
темные — серого, коричневого цвета \.
Предварительная работа. Экскурсия в парк, на берег реки и т.п.
ХОД ИГРЫ
1 вариант. Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель начинает предложение, а дети пожеланию его заканчивают.
Например:
Самое красивое место в парке \ сквере \…
Мне было радостно, когда …
Я очень огорчился \ ась \, когда …
Мне стало грустно, когда … и т.п.
За каждый ответ дошкольники получают фишку: яркую — за продолжение первых двух предложений и темную — за продолжение двух последних. После игры проводится итог — каких фишек оказалось больше: если темных \ например, в парке много мусора, сломаны ветки деревьев и т.п.\, обсуждается, что могут сделать дети, чтобы исправить ситуацию.
2 вариант. Игра проводится по типу «вопрос-ответ ». Старичок-лесовичок задает детям вопросы. Например: Что тебя порадовало во время прогулки?
Что тебя огорчило?
За каждый ответ дети получают фишку определенного цвета. После игры подводятся итоги (как и в первом варианте)
«ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Материал. Картинки с изображением зайцев, кошки, цветов; фишки.
ХОД ИГРЫ
В разных местах групповой комнаты оборудованы обстановки: расставлены картинки с изображением зайцев, кошки, цветов. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. На каждой остановке рассказывает об изображенном на картинке.
1 остановка — «Дед Мазай и зайцы »
Однажды во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила лес. Дед Мазай поехал на лодке за дровами, и вот что он рассказывает: « Вижу один островок небольшой — Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минуты вода подбиралась к бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, — ничего!» Воспитатель задает детям вопросы, например: Что мы узнали о деде Мазае?
Как люди могут помогать животным, попавшим в беду? Дети отвечают.
2 остановка — « Кошка »
На улице мяукала кошка. Мальчик Саша попросим маму дать для нее еды. Он вышел на улицу, дал кошке молока и смотрел, как она ест. Кошка была рада, и Саша рад… Что можно сказать о Саше?
3 остановка — « Цветы »
Весной вместе с мамой Лена посадила цветы на клумбе. Летом они выросли и зацвели. Однажды Лена подошла к клумбе, чтобы нарвать цветов, но потом подумала и решила: «Пусть лучше цветы растут здесь, дома все равно скоро завянут, и их придется выбросить».
Что можно сказать о Лене?
Примечание. Игра разработана А.И.Сорокиной и адаптирована в целях воспитания у детей нравственного отношения к природе.
« ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО
Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении.
Материал: сюжетные картинки \ дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки \. Карточки темного и яркого цвета — на каждого ребенка.
ХОД ИГРЫ Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей — поднимают карточку светлого \ если оценка положительная \ или темного цвета.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР»
Цель: Продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.
Материал. Вырезанные из картона круги красного и зеленого цвета.
ХОД ИГРЫ ХОД ИГРЫ
Воспитатель дает каждому ребенку два картонных круга \ зеленый и красный \
Воспитатель. Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигайте» зеленый свет, а если неправильно — красный.