группа №4 «Солнечные зайчики»

Радиуцкая Елена  Александровна, 

воспитатель МДОБУ №13

Развитие мелкой моторики рук.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.
В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях: • специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
• обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
• формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр. Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста». В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.
Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка»
Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка. В центр «Песка и воды» приобрели наборы для игр, участвовали в оформлении предметно – развивающей среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий.
Как развивать мелкую моторику в домашних условиях?
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику? Запускать пальцами мелкие волчки. Разминать пальцами пластилин, глину. Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался).
Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь. Двумя пальцами руки (указательным и сред ним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой. Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять. Показать отдельно только один палец — большой.
Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу. Махать в воздухе только пальцами. Кистями рук делать «фонарики». Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе. Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались). Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку. Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль). Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, за мочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками. Закручивать шурупы, гайки.
Игры с конструктором, мозаикой, кубиками. Складывание матрешек. Игра с вкладышами. Рисование в воздухе. Игры с песком, водой. Мять руками поролоновые шарики, губку. Рисовать, раскрашивать, штриховать. Резать ножницами. Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.).
Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны? Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.