Копилка

 

Муманжинова Ольга Николаевна, воспитатель

 

«Сказка — помощница»

рекомендации для родителей и педагогов 

Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях. Причем в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Это напоминалки для нас. Емкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку — и вы найдете в ней массу полезных советов-напоминаний по технике безопасности.

В какой сказке?
Попробуйте самим подставить названия сказок к этим вышеперечисленным советам-предостережениям. Заметите в сказках еще много чего интересного. Например, о том, что опасно оставлять ребенка без присмотра, говорится в сказках «Колобок», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
А в каких сказках показано, что случается, если маленький герой сбежит в неизвестное (неизведанное, незнакомое) место? Какие советы и предостережения даются в них?
Посмотрите на сказочных героев и волшебные приключения с этой точки зрения. Обратите внимание, как часто в сказках повторяется один и тот же мотив. Как вы думаете почему? Может быть, потому, что много раз и по-разному повторенное в голову хорошо западает?
Может быть, вот так, рассказывая и читая сказки и проживая вместе с ребенком разные ситуации, мы тоже узнаем что-то новенькое о себе? Может быть, отвлекая от сиюминутного быта, сказки и нас, уже выросших из детства, способны вернуть к простым и важным истинам? И выводят — на какой-то иной уровень. И рассказывают — о тех важных истинах, которые мы забываем во взрослой бытовой суете.

А что касается самих детей…

У маленьких детей воображение еще спит, и потому младенец не будет пока особо переживать за обманутого колобка: он пока не понимает, что «быть проглоченным» и «умереть», по сути, одно и то же. И не пугает его, что «рожки да ножки» остались, а козлик исчез: так же не существуют предметы для грудничка, когда они исчезают из поля его зрения.

Малышу, если честно, поначалу все равно, что вы там говорите: его завораживает сама ритмика речи, голос, интонации. Но интонации у вас разные! Но ваш голос настораживает! И маленький ребенок сначала смутно, потом все яснее и четче осознает: что-то тут не так. Ребенок вслушивается, и что-то откладывается в его памяти, и потихоньку-полегоньку он запоминает очень нужные предостережения и правила поведения — правила безопасности. Заранее, до того как придет пора пугаться. Причем важная для малышей информация подается в самой доступной форме — в образах и символах. Она действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в раннем детстве, бессознательно усвоил (буквально впитал с молоком матери), останется с ним на всю жизнь.

В народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впитывает ее буквально с молоком матери.

Все мамы — во все времена — поют своим малышам колыбельную «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок…». Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край.

«Край» — это некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Там, за «краем», находится чужая «земля», на которую вторгаться нельзя. Там, за краем, — «серенький волчок» (символ неизведанного и коварного). Это взрослые могут пойти «за край» и с ними ничего не случится, а младенцы должны быть в «серединке», месте освоенном и охраняемом. Коляска, пеленальный столик, кроватка, мамины/папины руки — вот безопасное место для малыша. В доступной форме юному человеку объясняется, что край — это та граница, та неизведанная территория, где все чужое, чуждое, неведомое. И почему ходить туда одному нельзя. И почему там подстерегает опасность. И как ее избежать.
Поэтическая форма помогает ребенку прочувствовать и усвоить такие понятия: «край», «свое, надежное» — «чужое, опасное».
Конечно, со временем «своя» территория начнет расширяться. Сначала — до размера комнаты, потом — до размера квартиры, «своего» двора… К году малыш встанет на ножки и пойдет. Но, приближаясь к границе «своего», то есть освоенного пространства (к тому самому краю), малыш насторожится: он уже усвоил — новое (чуждое) обязательно должно быть проверено на наличие «сереньких волчков».
Ну а что случится, если все-таки зайдешь за край? Да еще один, да еще без спроса? И об этом он уже знает. Из песенки про серенького козлика, например, которому вздумалось «в лес погуляти». («Что с ним случилось? Да-да, «остались от козлика рожки да ножки».)
Или из истории про колобка, которому тоже вздумалось…

Такие сказочные «инструкции по безопасности» перетекают от напевки к присказке, от присказки к сказке и растут вместе с малышами.
Да и сами малыши удивительно похожи на колобков: так же наивны, доверчивы и самонадеянны. И если их рискованный поступок (например, удрать от мамы или пойти с чужим дядей в интересное место) прошел без вредных последствий, ждите следующего. Насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам — вот чему мы можем научить ребенка благодаря колобку.

В сказке все сказано, все объяснено. Ваша задача — лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Маленькие дети «срисовывают» отношение к чему- или кому-либо с родителей (как мама/папа, так и я). Вот и покажите свое отношение к поступкам беспечного героя. Но — обратите внимание! — никто колобка не осуждает. Это отличный пример для нас: мы не осуждаем ребенка, мы можем лишь осудить поступок, который он совершил, и дать правильные ориентиры на будущее. Итак, не ругая, не принижая самого героя, дайте оценку его поведению. Помогите ребенку понять: в чем же ошибка колобка (что он сделал неправильно и что надо было сделать, чтоб лиса — ам! — и НЕ проглотила). Что делать, чтоб не пропасть?
Сказки, напевки, колыбельные для младенцев — это учебник, в котором записаны базисные понятия безопасности для малышей.

Практикум

Чтоб от сказок польза была

1. Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете.

Комментарий может быть очень простой: скажите «ай-ай-ай!» — вот и ясно ваше отношение к поступку (проступку) колобка.

2. Задайте малышу вопросы:

— Почему же убежал колобок?
— А можно ли было убегать одному в лес (вот он снова — основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край).
— С кем колобок встретился?
— От кого убежал?
— А кто его обхитрил?
— Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному?)

3. Для детей постарше:

— Обратите внимание малыша на то, что встречались колобку и хорошие звери… жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе… (Все как у нас в жизни, не правда ли?)

— Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту «чужую» территорию)? А еще? (Не слушать лису, лисы такие хитрые…)

— Если ваш малыш говорить еще не умеет — все равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте. Это отличный способ акцентировать внимание. Задавайте вопрос и сами на него отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Например, после встречи с зайчиком скажите: «И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а колобок не испугался! Ай-ай, вернись домой, колобок!» Или можно так: «Ну разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что…»

— Говорите кратко и ясно (как в сказке). Никаких сложноподчиненных предложений: малыш в них запутается. И — не ругайте колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки!)

— Выразите главную мысль, которую вы хотите донести до ребенка («Наша Женя умница, она не убегает одна… А лисичку Женя будет слушать? А песенки ей петь?»)

— Сделайте вывод в доступной для малыша форме. Суть его такова: ребенка предупреждают — прежде чем пойти-убежать куда-то, надо подумать как следует, подготовиться, а еще лучше — взять в спутники бабушку/дедушку, папу/маму. По сути, вам надо насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам. «Не будь, малыш, самонадеян — всегда найдется тот, кто хитрее тебя».

Конечно, делаете вы это не все разом. Дети просят повторить одни и те же сказки по 30 раз, вот и пользуйтесь этим. Сказку-то рассказываем мы много-много раз. Когда «поайкайте», когда спросите. А когда и просто головой покачайте. Постепенно до малыша дойдет суть, и он сам будет комментировать безрассудные действия колобка и давать «спасательные» советы.

— В колобка хорошо играть. Пусть иногда ваш колобок не сидит покорно на лисьем носу, пусть удирает во все
лопатки.

— Не торопитесь конкретизировать сказку, лишать ее волшебного ореола, сразу же приводя примеры из реальной жизни. Пусть сказка пока остается только сказкой. Как конкретно должен поступать в экстремальной ситуации ребенок — будете учить потом, когда подрастет. Сейчас ваша задача — заложить фундамент безопасности. Будет фундамент крепкий — и здание (знание!), возводимое на нем, не рухнет.

Побеседовать о волчках и колобках не поздно, когда ребенку и 3, и 5 лет. Но тут вы можете углубить его знания по этой же теме. Просто вспомните вместе с дошколенком другие народные сказки.

— А какие еще сказочные герои путешествовали одни, без взрослых?
— Кто не послушался и попал в беду?
— А что надо было сделать этому герою?
— Кто спас его/ее?
— Как бы ты поступил на его/ее месте?

Как ты думаешь? — очень хороший вопрос, почаще задавайте его детям.

Малыш должен усвоить: уходить (убегать) без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть. Не заговаривай зубы — убегай.