Страничка логопеда

Ефремова Виктория Викторовна,

учитель-логопед МДОБУ №13

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью. Но у многих детей этот процесс нарушается. Дефекты звукопроизношения и звуковосприятия требуют систематической, целенаправленной коррекции.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей и воспитателей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста.

Наиболее типичные из них:

  1. Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
  3. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише, не литературных слов и выражений.
  4. Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
  5. Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему.
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  8. Плохая дикция.

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т. д.

Используя определенные формы работы с художественной литературой, взрослый становится активным участником процесса речевого развития младшего дошкольника. В качестве материала для развития речи дошкольника можно использовать произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью контролировать внимание лишь на короткий период времени.

Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек

Колыбельные песни и потешки — бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и.т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.

Например:

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели возле люленьки.

Стали люленьку качать.

Стали малышку усыплять.

Баю, баю, баиньки,

Прилетели галоньки.

Сели у качалоньки.

Стали галки напевать

И качалоньку качать.

Выучив текст песни, младшие дошкольники смогут ответить на следующие вопросы:

  • Кто такие гуленьки?
  • Что они делают возле люленьки малыша?
  • Кто такие галоньки?
  • Что они делают возле люльки малыша?

Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дошкольники хорошо владеют его содержанием, можно предложить ответить на вопросы. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.

Знакомство с пословицами и поговорками

Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей. У младших дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых прблем воспитатели должны активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.

Пример 1: Отчетливо произнести повторяющийся звуки «Ш»,»Щ»:

Шила в мешке не утаишь.         Ошибся, что ушибся.         Где щи — тут и нас ищи.         Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.

Пример 2: Произнести понравившуюся скороговорку, а затем нарисовать то, о чем в ней говорится:

У осы не усы, не усищи, а усики.         Ехал Грека через реку…

После того, как дети нарисуют предметы, о которых говорится в скороговорке, попросите их прокомментировать свой рисунок. Задать им наводящие вопросы: «Что ты нарисовал? Как один предмет отличается от другого? Каким ты изобразил данный предмет?». И.т.д.

Знакомство со считалочками и их активное использование при формировании грамотной образной речи

Считалка является малым жанром детского фольклора. И, благодаря особым способам ее рифмовки, частого использования в повседневной игровой деятельности, делают считалки незаменимыми для развития речи. Вот нагладный пример:

Выучить с детьми текст считалки:

Лиса по лесу ходила,

Громким голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапти плела —

Кто лапти найдет,

Тот водить пойдет.

После того, как дети запомнят считалку, предложить им ответить на вопросы:

  • Где ходила лиса?
  • Каким голосом она вопила?
  • Что такое лычки?
  • Что такое лапти?
  • Из какого материала лиса плела лапти?

Предложить детям нарисовать героев считалочки и ответить на вопросы:

  • Каким вы решили изобразить главного героя считалочки? Почему?
  • Что вас привлекает в этом герое?
  • Что вам не нравится?

Такие вопросы учат строить собственные описания, рассуждать. Младшим дошкольникам пока трудно рисовать животных, поэтому воспитатель может предложить им заранее заготовленные шаблоны, которые они сначала обводят, а потом раскрашивают.