Разговор о правильном питании

Питание для любого живого организма — это источник энергии, продуктов, участвующих в обмене веществ, пластического материала. Правильное в количественном и качественном отношении питание — важнейший фактор роста и гармоничного развития ребёнка, адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды, повышения иммунитета.

Недостаточное, избыточное и одностороннее питание ведёт к возникновению дистрофических состояний, предрасполагает к инфекционным и другим болезням.

Любые дефекты питания в дошкольном возрасте могут напомнить о себе в более старших возрастных периодах.

Программа «Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».

составила Кузеняткина М.Л. , старший воспитатель МДОБУ №13 г.Новокубанска

Приложение № 1 рекомендуемая литература

приложение № 2 загадки и игры

Приложение № 3 консультация для родителей по питанию

конспект Если хочешь быть здоров

конспект Какие продукты полезны

анализ программы 

Памятка родителям

«Рекомендации родителям ребенка»

Организму ребенка  нужны только доброкачественные продукты; кулинарная обработка должна быть щадящей. Очень важен правильный подбор продуктов, содержащий белок, соли кальция, фосфора, фтора, витамины D, А. Полезны плотные продукты, в которых много клетчатки, например, сырая морковка, яблоки, кусочки свежей капусты.

можно уменьшить порцию, убрав часть гарнира,У каждого малыша есть свои привычки и вам придётся считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу. Здесь стоит пойти на компромисс:

  • нарезать бутерброд или яблоко на несколько частей,
  • попросить малыша только попробовать блюдо,
  • замаскировать незнакомую пищу уже знакомой.

НА ЧТО НАДО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ

  • последовательность блюд должна быть постоянной,
  • перед ребёнком можно ставить только одно блюдо,
  • блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным,
  • полезно класть пищу в рот небольшими кусочками, хорошенько пережёвывать,
  • не надо разговаривать во время еды,
  • рот и руки – вытирать бумажной салфеткой.

ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДОПУСКАТЬ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ

  • громких разговоров и звучания музыки,
  • понуканий, поторапливания ребёнка,
  • насильного кормления или докармливания,
  • осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов,
  • не эстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Дата Художественное произведение Тема Задачи
сентябрь
Барто А. Девочка чумазая.

Барто А. Я расту, Мы с Тамарой санитары

Для чего нужно умываться? Познакомить детей с произведением.

Формировать представление о необходимости заботы о своем здоровье, о собственной гигиене.

Усачев А. «Живая книга», «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек»

Успенский Э.

«Про Веру и Анфису»

Поговорим о правильном питании

 

Расширять представления о полезных продуктах. Учить различать полезные и вредные продукты.

Дать знания о том, какие продукты нужно есть каждый день,  какие продукты нужно есть не каждый день или в небольших количествах,  какие продукты нужно есть не часто

Михалков С.

Про девочку, которая плохо кушала

Азбука правильного питания

 

 Закрепить знания о законах здорового питания; познакомить детей с полезными блюдами для праздничного стола. Упражнять детей в приготовлении салата.
октябрь
Барто А. Зарядка

Барто А. Мячик, Купание, Верёвочка

Заходер Б. Гимнастика для головастика: Сказка.

Зачем нужна зарядка

 

Формировать представление о необходимости заботы о своем здоровье, о собственной гигиене.
 «Хлебороб»

(украинская сказка)

«Колосок»

(украинская сказка); Легкий хлеб

Плох обед, если хлеба нет Рассказать детям о полезных веществах, содержащихся в хлебе, о необходимости бережного отношение к хлебу, к людям, которые его делают.
Михалков С.

Про девочку, которая плохо кушала

Какие продукты полезны? Дать знания о том, что от того, как, сколько и когда мы едим, зависит физическая, умственная работоспособность, наш внешний вид. Рассказать о вреде переедания.
Галиев Ш.

Заяц на физзарядке

 

Меню спортсмен

 

Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни человека, какие продукты полезны при занятиях спортом.
Кончаловская Н.

Про овощи

М. М. Безруких,

Т.А. Филиппова,

А.Г. Макеева

. Разговор о правильном питании.

Каждому овощу свое время Формировать  представления о времени созревания овощей и фруктов.

Закреплять знания  о пользе овощей, фруктов, ягод; о том, что полезно есть разные овощи и фрукты круглый год.

ноябрь
 «Овощи» Ю. Тувим; «Репка», «Почему гномы любят морковь» А. Лопатина Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты Закрепить знания детей о пользе овощей, фруктов, ягод.
Русская народная сказка,

Вершки и корешки. «Чиполлино» Д.Родари;

Вершки и корешки Выявить знания детей о тех частях растений, которые употребляет человек в пищу.
Аким Я. Мыло

Благинина Е. Банька

 

Гигиена Рассказать детям о правилах гигиены перед едой, во время и после еды.
Коростылёв В.

Королева Зубная щётка.

.Для чего нужно чистить зубы Закреплять знания о правилах гигиены.
декабрь
Чуковский К.

Мойдодыр, Доктор Айболит.

Чистые руки Сформировать у дошкольников представление об основных принципах гигиены питания
Маяковский В.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Завещание отца о вкусной пище» (бирманская сказка);

«Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» (русские народные сказки); «Веселый магазин»

Э. Мошковская

Что такое хорошо и что такое плохо

 

Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания
Михалков С. Прививка, Тридцать шесть и пять, Не спать, Грипп

Мошковская Э. Нос, умойся

Витаминный салат Расширять представления детей о том, из чего делают салаты, из какой зелени салаты полезны весной.
Маршак С. Не опоздай! Зазнобина Л., Ковенько Л. Моя первая книжка о превращениях в природе. Утро

 

Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте еже­дневного меню, различных вариантах завтрака
январь
Барто А. На прогулку

Дриз О. Тихий час

 

День

 

Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре
Маршак С. Рано в кровать

«Молочный магазин»

В. Лаврина;

«Звериное молоко» (русская народная сказка)!

Вечер

 

Познакомить с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах
Мошковская Э.

Песенка моих часов

Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой»

Ночь

 

Сформировать у детей представление об ужине как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе
февраль
Барто А. Володя болен

Коростелёв Н. 50 уроков здоровья:

Чем не стоит делиться? Формировать знания детей о том, чем можно делиться с товарищем, а чем нельзя. Формировать представления об основных принципах гигиены питания.
Михалков С. Грипп

Мошковская Э.

Мы заболели, Даже болеть надо уметь, Засыпает больница

Грипп Научить детей элементарным способам защиты от гриппа
Завещание отца о вкусной пище»,  «Котик-золотой лобик» (бирманская и белорусская сказки

Михалков С. Грипп

Если хочешь быть здоров Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день
Маршак С. Ледяной остров

Мошковская Э. Пускай они скучают

Что происходит с пирожком, который мы съели? Рассказать детям о необходимости и важности регулярного питания.
март
Драгунский В. «Денискины рассказы»

Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика»

Рождественская каша» (Свен Нурд-квист)

Из чего готовят

каши?

Формировать представление о том,  из чего варят кашу; о завтраке, как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.
Русская народная сказка «Каша из топора», «Горшочек каши», «Каша из топора», «Крылатый, мохнатый да масленый» (русские народные сказки); Угадай сказку Предложить детям прослушать отрывки из сказок или рассказов, «героем» которых является каша, угадать название и автора произведения.
Гайдар А. «Голубая чашка», «Чук и Гек»

«Вкусная каша»

В. Карман

«Сказки Тетушки Кастрюли» Н. Коробова,

Денискины рассказы  (отрывки) В.Драгунский

Поварята Учить детей различать крупы, из которых готовятся каши;  называть растения, из которых получают соответствующие крупы.
Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»

Михалков С. «Булка».

Полдник. Время есть булочки Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктов.
Катаев В. «Цветик-семицветик», «Дудочка, кувшинчик»,

Лаврина «Молочный магазин»

«Звериное молоко» (русская народная сказка)

Пора ужинать Рассказать детям о том, что ужин — время последнего приема пищи, какие продукты нужно есть на ужин.
апрель
Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Витя Малеев», «Фантазеры»

«Завещание отца о вкусной пище» (бирманская сказка);

Отгадай название

 

Познакомить детей с внешним видом сушеных ягод и фруктов, учить узнавать и правильно называть их.
А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

По щучьему велению (русская народная сказка)

Садко (отрывки)

Морские продукты Познакомить детей с продуктами моря, рассказать об их пользе и содержании в них редких минеральных веществ. Познакомить детей с блюдами, которые можно приготовить из морепродуктов.
Гуси-лебеди» (русские  народные сказки); «Яблоко» В. Сутеев; «Сказка Ньяра о пользе ягод» (бразильская сказка) Вкусные истории Познакомить детей с приготовлением различных блюд из ягод.
май
«Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» (русские народные сказки); «Веселый магазин»

Э. Мошковская

На вкус и цвет товарищей нет Рассказать детям о том, что полезно есть продукты с разным вкусом, не использовать в пищу слишком много соленого, кислого, сладкого.
«Живая вода» Братья Гримм;

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» (русская народная сказка)

Веселый магазин»

Э. Мошковская

Как утолить жажду Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.
Петушок и бобовое зернышко» (русская народная сказка);

«Колосок» (украинская сказка)

Праздник урожая.

 

Закрепление правил правильного питания