Психологическая служба МДОБУ №13

Педагог-психолог Буренкова Анна Александровна

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ НЕВРОЗ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

В последние годы во всём мире отмечен рост неврологической патологии у детей. По мнению врачей, одна из причин этого – переизбыток  информации, поступающей с экрана телевизора. В первую очередь страдают младенцы,  в доме которых телевизор работает более трёх часов в день.

В настоящее время большинство детей уже при появлении на свет попадают в группу риска по заболеваниям нервной системы. Для их оздоровления необходимы регулярные посещения невролога,  массаж, лечебная физкультура, приём лекарств. Однако на фоне увлечения телевизором  всё  это может оказаться бесполезным.

Со временем в группе  риска могут оказаться даже практически здоровые дети, если им  не создают  полноценные условия для жизни -адекватную возрасту  зрительно — слуховую нагрузку. Специалистами доказано: для маленьких детей слуховая и зрительная гигиена важна ничуть не меньше, чем гигиена окружающей среды!

Распространённость детского теленевроза настолько серьёзна, что Российская академия педиатрии сделала предупреждение: не демонстрировать телепередачи детям до двух лет!  Почему? Объяснение заложено в физиологии развития ребёнка: в коре головного мозга младенца число связей между нейронами вдвое выше, чем у взрослого; мозгу надо справляться с осознанием окружающего мира. Особенности становления психики ребёнка таковы, что до года наблюдается беспокойство при громких звуках или при приближении крупного предмета.

До 2-3лет у ребёнка идёт быстрое развитие основных структур головного мозга.                                 В возрасте около 18 месяцев у него бурно развиваются лобные доли мозга, отвечающие за контакт с другими людьми.

В 2-3 года у ребёнка появляется боязнь сказочных образов, олицетворяющих зло. Но, даже если малыш  не интересуется изображением, мерцание экрана может вызвать у него приступы возбуждения, способные спровоцировать судороги.

Вредное влияние телевизора проявляется не мгновенно, но к 1 году или чуть позже ребёнок становится беспокойным, возбудимым и даже порой агрессивным.

Неврозы могут принимать и совсем иную окраску. Иногда чрезмерная слуховая и зрительная нагрузка нарушает естественную терморегуляцию организма. В результате у ребёнка повышается температура.

Некоторые дети реагируют неполадками в работе желудочно-кишечного тракта, желчевыводящих путей. У них плохой аппетит, нерегулярный стул, наблюдается склонность к срыгиванию или рвоте.

Так как телевизор даёт одномерное, плоское изображение, увлечение им может помешать и  развитию стереоскопического зрения, которое формируется у ребёнка до 4-х летнего возраста. Если ребёнок, ещё не умеющий читать, часто смотрит телепередачи, его глаза привыкают к неподвижности. Мало того, что в дальнейшем ему трудно будет пробегать глазами по строчкам,- может нарушиться нормальный рост  глазных яблок.

Привязанность к сидению перед экраном ведёт к нарушению обмена веществ…

Исследования показали, что маленьких детей привлекают звуки, доносящиеся из телевизора, но их мозг не обрабатывает телевизионную речь с такой же интенсивностью, как разговор общающегося с ребёнком человека.

Дети учатся говорить, только общаясь с людьми!

Кроме того, телевизор – точечный источник звука, тогда как в реальном мире звуки объёмны, идут с разных сторон. Поэтому  дети, привыкшие к телевизору, хуже других умеют определять, откуда идёт звук.

Слишком раннее знакомство с телевизором может способствовать болезненному привыканию к нему! Увлечение телевизором не приносит пользы, поскольку пассивно и даже тормозит обучение и формирование полезных навыков. В дальнейшем такая пассивность плохо скажется на характере малыша и его умении формировать собственные идеи и представления, ребёнок будет относиться к категории труднообучаемых детей.

ПОЭТОМУ, УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ, ВНИМАТЕЛЬНО И ПРОДУМАННО ОТНЕСИТЕСЬ К ОРГАНИЗАЦИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕБЁНКА!

ВЕДЬ ИМЕННО В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ ЗДОРОВЬЕ БУДУЩЕГО ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА!!!